ПРИЧИНЫ БУЛЛИНГА
Содержание статьи:
1.Что такое буллинг.
2. Причины буллинга. Психология обидчика.
3. Особенности возникновения буллинга в разных средах:
— Рабочий коллектив
— Семья
— Школа
— Кибербуллинг
4. Зачем выяснять причины буллинга?
Что такое буллинг
Причины буллинга могут быть разными в зависимости от ситуации, в которой он происходит. А самые распространенные его «места обитания» – это рабочий коллектив, семья, школа и, конечно же, интернет: как же без него в современное время.
Но где бы он ни «жил», надо понимать, что это такое и не надо путать его с другими очень похожими понятиями. А спутать его можно с обычным конфликтом и с непопулярностью. Чем они отличаются?
Непопулярность – это когда человек не пользуется признанием и поддержкой своего окружения. Может наблюдаться социальная изоляция, отсутствие друзей, игнорирование и даже некоторый негатив.
Конфликт обычно выражается в противоборстве в равной степени активных сторон. У конфликта как правило присутствует цель и, собственно, сам его предмет. Участники могут ясно сказать почему и зачем они конфликтуют и чего бы они хотели друг от друга. При удовлетворении потребностей сторон конфликт быстро разрешается.
Причины буллинга обнаружить непросто. Участники могут долго говорить о том, чего они хотят, а могут ничего не сказать. Это происходит потому, что реалистичный предмет конфликта отсутствует или является лишь предлогом. А на самом деле участниками движут совсем другие интересы.
При буллинге присутствует систематическая сознательная агрессия со стороны одного человека (или группы людей) по отношению к другому человеку. Обычно в процесс травли вовлечены в той или иной степени все окружающие, у них есть даже особые роли: агрессор (буллер), жертва и свидетели (соучастники, защитники, наблюдатели).
Буллинг можно назвать разновидностью конфликта: затяжного, вовремя не решенного, с замаскированными мотивами и целями и неравными силами участников.
Причины буллинга. Психология обидчика
Если очень кратко, то какие бы факторы возникновения травли не перечислялись, их можно разделить на две категории: психология обидчика и среда, в которой происходит буллинг.
А теперь подробнее. Сначала про обидчиков.
Большинство из них обладают похожими психологическими особенностями:
- Взрывным характером и импульсивностью
- Неумением контролировать эмоции, в том числе управлять гневом
- Потребностью к доминированию и всеобщему контролю
- Низким уровнем эмпатии и сочувствия
- Трудностями в соблюдении общественных правил вплоть до антисоциального поведения
- Заниженной самооценкой
- Склонностью перекладывать ответственность на других
- Неумением адекватно расценивать намерения окружающих
Как правило большинство из этих черт сформировано под воздействием окружающей социальной среды (возможно домашнее насилие или перенесенная психологическая травма) или вызвано проблемами психологического здоровья.
Особенности возникновения буллинга в разных средах.
Причины буллинга имеют свои особенности в зависимости от среды, в которой он происходит.
Рассмотрим наиболее распространенные его «местообитания»:
- Рабочий коллектив
- Семья
- Онлайн пространство
- Школа
Причины буллинга в рабочем коллективе
Наиболее распространёнными формами проявления травли здесь является психологическое насилие, особенно игнорирование, саботаж и неэтичные действия. Но и физическое насилие может иметь место.
Причины буллинга в рабочем коллективе:
* Проблемы с внутренней культурой: есть коллективы, в которых поощряется агрессия и нетерпимость.
* Конкуренция: при высокой конкуренции возникает много негативных эмоций и желаний избавиться от соперника.
* Несправедливое распределение нагрузки: часто одни сотрудники непомерно загружены, в то время, как другие работают «налегке». Это не может не вызвать агрессию и недовольство.
* Проблемы с руководством: иногда руководители поощряют такие взаимоотношения подчиненных или просто не обращают на них внимания, бывает и сами участвую в травле.
Обидчики с агрессивными чертами характера могут быть в любом рабочем коллективе.
Причины буллинга в семье
В семье буллинг может проявляться в формах как психологического, так и физического насилия. Часто встречается игнорирование, ограничение и контроль свободы, различные манипуляции, угрозы, шантаж, критика, оскорбления.
Основные причины буллинга в семье – это недостаток знаний о воспитании ребенка и проблемы в отношениях. Большое значение имеют стили семейного воспитания.
Что касается семейных буллеров, то здесь могут быть проблемы с психическим здоровьем, негативный личный опыт детства, низкая самооценка и неуверенность в себе.
Причины буллинга в онлайн пространстве.
Основой кибербуллинга является психологическое насилие, но могут присутствовать и физические угрозы. Характерные особенности – это доксинг и троллинг. Доксинг – это распространение личной информации жертвы с целью опорочить ее или навредить ей. Троллинг – это провокация жертвы на конфликт.
Причины и особенности кибербуллинга.
Конечно же здесь на первое место выходит желание буллера реализовать свои потребности. И ему очень помогают особенности онлайн взаимодействия, которые можно рассматривать тоже как причины.
* Анонимность: увеличивает проявление агрессии.
* Доступность: не надо ждать определенного времени и направляться в определенное место. Все под рукой в любой момент, при любом всплеске желаний.
* Отсутствие границ: в онлайн-пространстве часто отсутствуют четкие границы между личным и профессиональным, что может привести к тому, что буллинг переходит из оффлайна в онлайн и наоборот.
* Жажда внимания: некоторые люди могут использовать кибербуллинг для того, чтобы привлечь к себе внимание.
* Мстительность: кибербуллинг может быть формой мести за обиды, полученные в реальной жизни.
Весь перечисленный набор «благоприятных условий» для выплеска агрессии может быть приправлен еще одним фактором – культурой агрессии, которая приветствуется или невозбраняется в некоторых сообществах.
Причины буллинга в школе
Школьная травля может проявляться как в форме психологического и физического насилия, так и в качестве кибербулинга.
Причин школьной травли достаточно много.
* Проблемы с внутренней культурой: существуют классы, а иногда и школы, в которых считают приемлемыми агрессию и нетерпимость.
* Негативные примеры: ученики могут видеть примеры агрессивного поведения от взрослых (родители, учителя) и воспринимать это как нормальное поведение.
*Отсутствие общей цели: если нет конструктивной увлекательной общей деятельности, то неистраченная энергия может выливаться в агрессию.
* Некомпетентное поведение педагога: когда взрослый не взял на себя роль лидера в классе, ее может взять в свои руки «буллер». Такая ситуация в большей степени характерна для средней ступени. Могут быть также случаи, когда травля в классе организуется с подачи учителя. Особенно часто это встречается в начальной школе.
*Дети в классе объединены «насильственно». Они не выбирают, где и с кем учиться. Очень непросто при сложившихся неблагоприятных обстоятельствах поменять класс или школу. Ребенок вынужден приспосабливаться к ситуации и терпеть неудобства.
*Недостаток дисциплины: отсутствие четких правил и контроля со стороны учителей.
При всех этих обстоятельствах травля возникнет при наличии в классе «буллера» – ребенка, который обладает перечисленными ранее качествами: низкая самооценка, желание доминировать, отсутствие эмпатии, отсутствие навыков решения конфликтов, неблагоприятная обстановка в семье и т.д.
Зачем надо знать причины буллинга?
Ситуация травли, где бы она ни возникала, всегда имеет огромные негативные последствия. Они могут быть разрушительными не только для «жертвы», но и для всех участников процесса.Если мы говорим о детской и подростковой травле, то она может отразиться на всей жизни человека. Чтобы предотвратить буллинг, надо знать о его причинах. Нет причины – нет следствия. Это очень важно.
Вторая сторона проблемы в том, что среди всех перечисленных причин буллинга ничего не говорится о роли «жертвы». Жертвой может стать кто угодно: от отличника до двоечника, от начальника до подчиненного, от пенсионера до первоклассника. Да, существуют определенные психологические особенности людей, которые могут привести к такой роли. Но они не являются причиной буллинга, хотя поводом могут быть. Оказавшись в роли жертвы, человеку важно понимать, почему такое произошло. Понимать, что дело не в нем или не столько в нем, а в обстоятельствах, которые вокруг него сложились. Это понимание поможет достойно выйти из ситуации с наименьшими негативными последствиями для психологического состояния и для дальнейшей жизни в целом.